Стыд

Знаете ли вы, что “есть стыд, ведущий ко греху, и стыд – слава и благодать”? (Сираха 4:25). С первой частью стиха не сразу можно согласиться. Ведь, в основном, стыд принято считать хорошим качеством характера человека. Но, к удивлению, не во всех случаях жизни стыд полезен и достоин хвалы. “Ибо не всякую стыдливость хорошо соблюдать и не все всеми одобряется по истине” (Сираха 41:20).

«Не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета» (Сираха 42:2). Если человек, имеющий над тобою власть, или уважаемый тобою человек потребует от тебя поступка, противоречащего воле твоего Создателя, и ты с трудом решаешь, как тебе поступить: угождать Богу или человеку? В таком случае первым помощником и гирей перевеса бывает стыд. И если ты, стыдясь человека, выполняешь его требования и волю, а волей Божией пренебрегаешь – такой стыд ведет ко греху.

В своей речи к народу Христос сказал: “Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами” (Мк. 8:38). Апостол Павел пишет своему любимому ученику Тимофею: “Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа” (2 Тим. 1:8).

Каким образом и при каких обстоятельствах жизни мы можем стыдиться Христа? Мне пришлось слышать рассказ проповедника, спросившего юношу-студента, проучившегося пять лет в ВУЗе, как его дела и успехи.
Тот ответил: “Слава Богу, хорошо. Пять лет проучился, и никто даже не узнал, что я верующий”.
Слова Христа гласят: “… всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мк. 10:32). Если бы этот молодой человек исповедал Имя Христа перед своими сокурсниками и преподавателями, он не мог бы похвалиться своим “успехом”, противоречащим воле Божьей. Ничто иное, как только стыд, мешал ему говорить об имени Иисуса Христа. Такой стыд не есть ”слава и благодать”. Есть много людей, знающих о Боге и воле Его, но посвятить свою жизнь для Бога им мешает стыд. Стыд перед друзьями, коллегами, соседями, родителей перед детьми, детей перед родителями. За такой стыд, сказал Христос, и Он, Иисус, постыдится этого человека, “когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами”.

Наверное, каждому человеку приходилось наблюдать за людьми, уклонившимися от правильного образа жизни, ставшими рабами пьянства. Эти люди, будучи в нетрезвом виде, нарушают нормы человеческого поведения как в словах, так и в поступках. Протрезвев, они встречаются с друзьями и прочими людьми, ничуть не стыдясь своего скверного поведения. Но, предложив такому человеку прийти на богослужение, нередко услышишь ответ: “Как-то стыдно перед людьми”. Как видим, такие люди не обделены стыдом, но только он у них “наоборот”. В этом случае уместно вспомнить слова пророка Исайи (5:20): “Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое почитают горьким”. Такой стыд ведет ко греху.

Но помимо стыда, ведущего ко греху, Сирах (4:25), говорит: “есть стыд – слава и благодать”. И еще читайте: “Итак стыдитесь того, о чем я скажу. Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином – лжи, пред судьею и князем – преступления, пред собранием и народом -беззакония, пред товарищем и другом – неправды, пред соседями – кражи: стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его. Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче; стыдись молчания перед приветствующими; смотрения па распутную женщину, отвращения лица от родственника, отнятия доли и дара, помысла на замужнюю женщину, ухаживания за своею служанкою,., пред друзьями стыдись слов укорительных, – и после того, как ты дал, не попрекай, – повторения слухов и разглашения слов тайных. И будешь истинно стыдлив, и приобретешь благорасположение всякого человека” (Сираха 41:19).

Еще есть стыд, который с древних времен всеми восхваляем, и который служит преградою ко греху. Апостол Павел пишет Тимофею (2:9): “Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию”.

По словам апостола Павла, приличие женского одеяния должно сопровождаться стыдливостью и целомудрием. С древних времен в народе Божьем стыд женщины определялся приличием ее одежды. Приличие заключалось в том, чтобы не было обнаженного тела. Такая одежда говорила о женской стыдливости. А стыд, сопровождаемый страхом Божьим, есть стражем целомудрия, что есть строгая нравственная чистота, девственность (Русск. Словарь Ожегова). Вот такой стыдливости желал апостол Павел женщинам, посвящающим себя благочестию. И в наше время христиане должны научаться такой же стыдливости, которая есть стражем целомудрия, и ведет к благочестию.

Хочу рассказать одну историю. Ее я прочитал на листочке из журнала “Работница” за 1990 год (номер журнала не уточнен). Этот небольшой отрывок привожу без сокращения.

«Вспомним…»

ЭТАП ИЗ ТАГАНРОГА
из письма Силевестра Ивановича Волошина

В 1946 году из города Таганрога пришел новый этап – одни девочки от 16 до 20 лет, около двухсот человек. Маленькие, запуганные, ослабевшие, под усиленным конвоем с собаками они прошли по тайге 80 километров до нашего лагеря “Ванькино” (Молотовская обл., ныне Пермская обл.). Это о нем ходила среди заключенных поговорка: кто на “Ванькино” не бывал, тот и горя не видал.

Начальником гарнизона был кровожадный палач Толстоухов А.П. Я знал его еще по Ныробскому изолятору.
Три раза в день – рано утром, в обед и вечером – заходил он в одну из камер, из револьвера убивал одного из заключенных, насытившись кровью, уходил на завтрак, на обед и ужин. Ежедневно…
Перед входом в зону, девочек, окружив конвоем, посадили на землю до прихода начальства. Толстоухов со своими подручными по счету приняли этап, дали команду всем раздеться догола, произвели обыск и после этого запустили в лагерь. Воры и их шестерки, вся эта нечисть, как стая волков, набросились на беззащитных девушек, потащили в барак для своего “утешения “.

Девушек разбили по бригадам, и голодных, в убогой одежонке, погнали на заготовку леса.

Лес валили ручными пилами, таскали к речке, складывали в штабеля, вязали в пучки для сплава — все вручную. За один месяц каторжных работ все эти девочки умерли. Когда мы заходили к ним в барак (я работал по вывозу мертвых), то они говорили: “Дяденьки, мы умираем, пожалуйста, попросите, когда мы умрем, пусть с нас не снимают платьица”. Могилой их стала большая яма за конюшней. Просьбу их не выполнили».

Чьим детям выпала такая судьба, нам неизвестно. Мы можем только догадываться. Но известно то, что каторга и нечеловеческие издевательства не растоптали в них высокий и светлый дух стыдливости и нравственности. Даже на смертном ложе они заботились о своих будущих мертвых телах. Это она, та целомудренная стыдливость, которая есть слава и благодать. В книге Сираха 26:18 подведен итог: “Благодать на благодать жена стыдливая”. Аминь.
Иван Павлий

Ще на сайті

Излишняя свобода или излишние запреты – Иван Пендлишак

Иван Пендлишак

Христианин №11

Христианский журнал ''Церкви Спасителя Христа'' г.Тернополь

Дошлюбна підготовка – частина 1

Іван Пендлишак

День Подяки 2020 частина 2

частина 2